В Україні спокійно працюють ЗМІ, які агітували воювати за ДНР - активіст з Донбасу

ONLINE.UA
  |  Події   |   Читать на русском
В Україні спокійно працюють ЗМІ, які агітували воювати за ДНР - активіст з Донбасу
Настроения в Лисичанске сейчас напоминают 2014 год
ONLINE.UA продовжує публікацію бесіди активіста з Лисичанська, інженера Луганського обласного телебачення Олександра Кобзаря з журналістом Ярославом Гребенюком про життя в депресивних районах Луганської області, звільнених від бойовиків і підконтрольних Україні.

У попередніх частинах інтерв’ю
"Біля "кордону" ЛНР слабо відчувається влада Києва, а люди вірять в казки сепаратистів" і Нардеп від Опоблоку захопив місто на Донбасі, а сина мера шукають за наркотики" активіст розповів про те, як в Лисичанську поширюються сепаратистські настрої , а нардеп від Опозиційного блоку Сергій Дунаєв і його люди взяли місто під контроль і керують ним фактично незалежно від Києва.

У продовженні бесіди — розповідь Кобзаря про медіа-ресурси регіону, які перебувають під контролем Дунаєва, те, як українська влада дозволяє працювати на території України ЗМІ сепаратистів, а в самому Лисичанську поширюються радикальні настрої і формується нелояльна по відношенню до України позиція. Зокрема, за допомогою ЗМІ, які в 2014 році рекламували бойовиків ЛНР, а зараз отримують нагороди від української влади.


— Дунаев фактически владеет 49% Лисичанской городской телерадиокомпании "Акцент". Эта доля принадлежит ООО "Энергетическая инвестиционная компания", фирме, которая через цепочку фирм ведет к Дунаеву. 


А 51% принадлежит городскому совету. Но поскольку горсовет также является обоймой Дунаева, то ТРК "Акцент" фактически исполняет любую его волю. Не правда ли странно: городское коммунальное СМИ, которое должно освещать проблемы Лисичанска, ездит за нардепом, когда он выступает в Харькове, Киеве? Или проходят акции, связанные с Оппозиционным блоком — вне Лисичанска. Почему-то их снимает и показывает "Акцент". А праздники, связанные с Украиной, патриотические даты, всеукраинские мероприятия, касающиеся Лисичанска — "Акцент" их не освещает.

А занимаются телевизионщики Дунаева такими вещами: как только в горсовете появляются человек-лидер или человек, заявивший, что он может что-то конкретное сделать, "Акцент" начинает ему крылья подрезать. Язык у них интересный: "так называемый волонтер", "так называемый член громады". Расставляют якоря, акценты: "а вот он не так сделал", "а вот он не так сказал" — так аккуратно на людях ставят пятна черные.

Еще есть у них СМИ, участвовавшие в выборах на стороне Оппозиционного блока — газета и сайт "Первая полоса". Учредитель "Первой полосы" — благотворительный фонд "Регион ХХІ век". Фонд при Януковиче контролировал Дунаев, предпринимателей туда заставляли скидываться. Теперь этот фонд финансирует "Первую полосу", а та ведет агитацию за Оппозиционный блок.

Обе эти структуры — и "Первая полоса", и "Акцент" — находятся в офисах Дунаева. Кстати, это нарушение законодательства — городская телерадиокомпания не имеет права находиться в помещении частного лица. За это "Акцент", кстати, лишили лицензии на цифровое вещание.

— Расскажи подробнее об известном эпизоде: как оператор "Акцента" пришел на мероприятие в футболке с "Вежливыми людьми"!

— А вот так "Акцент" расставляет акценты. Они ходят, снимают, а потом показывают в правильном свете — как им укажут. Если, например, спорят на сессии депутат от Оппоблока и депутат от партии Порошенко, то покажут так, что хорошо будет выглядеть тот, что из Оппоблока. А второго вообще не покажут. Телекомпания являются частью провокаций Дунаева.

Так и в случае с оператором — добивались нужного акцента. На недавнюю сессию оператор "Акцента" пришел в футболке "Вежливые люди" (пропагандистское название путинских военных, которые, в частности, захватывали Крым в 2014 году, — ONLINE.UA) с российским военным и котярой. Провокация не удалась, оператора никто не тронул, но будь в зале горячие головы, АТОшники, например, могла бы быть потасовка. Кстати, загодя были приглашены и работники полиции. А они бы потом расставили акценты — кто хороший, а кто плохой.

В Україні спокійно працюють ЗМІ, які агітували воювати за ДНР - активіст з Донбасу (1)

В Україні спокійно працюють ЗМІ, які агітували воювати за ДНР - активіст з Донбасу (2)

Фото: lisichansk.in.ua
 

Вот так они делят общество пополам. Это уже начинает 2014 год напоминать (когда началась война на Донбассе, — ONLINE.UA). Потому что общество обозлено и, по моему субъективному мнению, в Лисичанске градус радикализации повышается. Добавим то, что я уже говорил: слабость украинской власти в Лисичанске, монополия Оппозиционного блока, плохое материальное положение людей, отсутствие работы. И отметим слабую работу полиции, которая защиту прав граждан перекладывает на самих граждан. Вот это в совокупности приводит к радикализации.

— Сейчас общественники активно поднимают тему: жители прифронтовой зоны находятся под действием телевизионной и радиопропаганды ЛНР-ДНР. Правительство ничего не предпринимает, не ставит свои передатчики взамен уничтоженных войной, даже не глушит вражеские. В Станице Луганской, разбомбленной сепаратистами, спокойно можно смотреть и слушать все каналы ЛНР. Как в Лисичанске с этим?


— Такой случай расскажу. Этим летом, 6 июня, к нам приезжала комиссия из Верховной Рады под руководством Виктории Сюмар — проверить, как тут сепарские СМИ работают, как наши СМИ. Стартовали они из Лисичанска, и вот как раз тогда случился этот пафосный, скандальный случай, когда Сюмар наградила главреда "Акцента" на День журналиста — Ольгу Яцык.

А во время оккупации "Акцент" рекламировал Алексея Мозгового (один из главарей ЛНР, убит в мае 2015 года, — ONLINE.UA) — как "лидера народного ополчения Луганщины". Тот призывал: "Вступайте в наши ряды, защищайте отечество! Каждый мужчина — отец, сын, брат должны встать в строй!"


Анастасия Пазыняк и тогда исполняла обязанности директора "Акцента", и сейчас. Так и сегодня они что творят: не закавычивают "ЛНР", постоянно цитируют Плотницкого (главаря так называемой ЛНР Игоря Плотницкого, — ONLINE.UA).

И вот Сюмар наградила "Акцент" "подякою". И когда люди возмутились, пытались до Сюмар донести, что это за СМИ... Что у нас добивают сепаратистские каналы из Луганска, из Горловки. Сюмар стала говорить, чтобы общественники подавали какие-то бумажки, и обвинила нас во вранье. Все были очень разочарованы и злы на Сюмар за такие вещи.

А я тогда провел такой эксперимент. У каждого в машине есть радиоприемник, и я решил сделать карту приема сепарских радиостанций. Это радио "Победа", радио "Республика" и еще какое-то радио. И вот я проехался по городу. Радио "Победа", которое вещает из захваченного офиса ТРК ИРТА в Луганске, добивает до центра города. Радио "Республика" с круглосуточным новостным контентом и живым общением — где-то треть Лисичанска берет. 

В Україні спокійно працюють ЗМІ, які агітували воювати за ДНР - активіст з Донбасу (3)

То есть, любой житель города может слушать. Причем там такие байки, такое вранье, что его, как говорится, интересно слушать... Рассказывают, например, что у Меркель нет мужа, поэтому она гуляет непонятно с кем (Смеется). Нет, это, конечно, на голову не надеть! Но люди-то, бабки — они любят подобные истории. И в голове потом этот винегрет остается.

— Нет ни одного местного независимого СМИ?


— Сайт "Час пик" — вот это единственное СМИ, которое никто не дотирует, оно обвешано все рекламой. Но умудряются и новости интересные давать, и зарплаты платить.

Так вот, с тех пор, как приехала комиссия из Верховной Рады, прошло три месяца. Вот эту "карту покрытия" я членам комиссии скидывал. Нет результата, станции так и работают. А ведь убрать их технически несложно. Я как инженер, работающий на телевидении, это понимаю. Нужно просто на частотах, которые занимают сепаратисты, включить УТ-1 — и до Попасной (город на западной границе Луганской области, — ONLINE.UA) этих станций слышно не будет. То есть, просто нужно принять волевое решение.

Вот такое у нас в Лисичанске вещание — сепарские СМИ "оттуда", но и полусепарские внутри.

Беседовал Ярослав ГРЕБЕНЮК
-9
+28
РЕКЛАМА
Вхiд