Тимошенко схожа на Трампа, а якби вибори були в Україні, перемогла б Клінтон - соціолог
Категорія
Політика
Дата публікації

Тимошенко схожа на Трампа, а якби вибори були в Україні, перемогла б Клінтон - соціолог

Тимошенко схожа на Трампа, а якби вибори були в Україні, перемогла б Клінтон - соціолог
Джерело:  online.ua

Про електоральну схожість Юлії Тимошенко і Дональда Трампа, те, чому соціологи не помилилися на виборах в США, і різницю в результатах опитувань щодо фаворита імовірних президентських перегонів в Україні в інтерв'ю ONLINE.UA розповів соціолог, заступник директора Інституту соціології НАН України Євген Головаха.


- После выборов в США начали говорить о кризисе социологии и прогнозирования. Верно ли такое утверждение? 


- В социологии прогнозирование строится на определенной вариативной основе. Например, американские социологи за несколько недель до выборов пишут, что победу Клинтон можно предсказать с вероятностью 80%. Но есть теория вероятностей. На это не обращают внимания, хотя много людей уже имеют высшее образование и изучали теорию вероятностей. За два дня до выборов никто уже не говорил о 80%, так как по последним опросам отставание Трампа от Клинтон сократилось до 1-2%. Это уже только 60% в пользу Клинтон. Нельзя из социологов делать сакральных пророков. Это первое.


Второе: есть факторы, которые создают несоответствие между социологическими исследованиями и результатами выборов - это влияние событий перед выборами, обстоятельства, поведение кандидатов. Ну кто мог сказать, что в последние дни ФБР откроет дело против Клинтон? Она опережала Трампа на 5-7% перед открытием против нее нового дела. Ее рейтинг начал падать, отставание между Трампом и Клинтон сократилось.



Евгений Головаха. Фото: Фокус


Третье: социологи особенно и не ошиблись.


- Но победил Трамп... 


- Да, но социологи проводили общеамериканский опрос. Если бы выборы были в Украине, по нашей избирательной системе, то Клинтон выиграла бы. Американская избирательная система предусматривает наличие выборщиков. Это реалии начала XIX века, а не ХХІ-го. По общему голосованию Клинтон победила с отрывом больше двух миллионов голосов.


Американская социология не имеет значения, важна социология по каждому штату отдельно. Но это значительно дороже и сложнее. Клинтон победила по США, но в трех "проблемных" штатах - Пенсильвания, Висконсин и еще один (вероятней всего, Мичиган, - ONLINE.UA) - где ожидалась победа Клинтон, вышло небольшое преимущество Трампа. Все выборщики перешли в его "копилку". Победа с отрывом в несколько десятков тысяч голосов по трем штатам оказалась более важной, чем двухмиллионное преимущество по стране. Это та же истории, что с Бушем и Гором в 2000 году. Там победа была на 400 или 500 голосов. Эти 500 голосов решили судьбу США и мира. Гор (проигравший выборы, - ONLINE.UA), думаю, не полез бы в Ирак, "Исламского государства" могло и не быть.


Читайте также: Власть Украины была избрана через кровь, она должна измениться или уйти - социолог Евгений Головаха


И еще важный момент - когда социологи говорят 80 на 20, то СМИ интерпретируют это как абсолютную победу. Это тоже создает искажение.


- Где-то месяц назад КМИС и Центр Разумкова дали опросы, где были разные результаты. Опрос Центра Разумкова свидетельствует о самой большой электоральной поддержке у Петра Порошенко. Вместе с тем, результаты опроса Киевского Международного Института Социологии говорят, что, в случае проведения выборов президента в ближайшее время, их бы выиграла Юлия Тимошенко. Как так вышло? 


- КМИС - это признанная организация на международном уровне, которая входит в международные рейтинги. Эта организация аккредитована во всех мировых ассоциациях. Относительно Центра Разумкова не знаю, но организатор их опросов - человек профессиональный.


- В чем особенность этой ситуации с Тимошенко и Порошенко? 


- Владимир Паниотто, директор КМИС, объяснял эту ситуацию. Но я считаю, что Тимошенко - это феномен нашей политики. Электорально Тимошенко похожа на Трампа. В США тоже не все признавались, что они проголосуют за Трампа. Тимошенко всегда набирала больше, чем в массовых опросах. Это феномен. Думаю, КМИС сделал более тонкую методику, вытащил скрытых избирателей.


- СМИ часто дают заголовки, которые, в лучшем случае, искажают, а в худшем - вообще не соответствуют материалу. Как с этим бороться? 


- У меня часто берут интервью, я пытаюсь объяснить, все замечательно, меня благодарят. А потом такое название, которое не соответствует словам. А что запомнят? Название. Знаете, я уже даже смирился с этим, умные люди разберутся.


Думаю, серьезным журналистам надо собраться и подумать, что с этим делать. Я журналистов и редакторов понимаю, им нужна читабельность. Но ведь не ценой, когда название материала не соответствует его содержанию.


Алогичность законом не запрещается, с желтой прессой ничего не сделать, но ресурсам, которые претендуют на хоть какую-то серьезность, надо работать по определенным правилам. Это единственное, что может быть, потому что законом, повторюсь, это не запрещено.


Александр Куриленко

Залишаючись на онлайні ви даєте згоду на використання файлів cookies, які допомагають нам зробити ваше перебування тут ще зручнішим

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?