Нацбанк ліквідує монополію держави в банківському секторі - Богдан Данилишин, голова Ради НБУ
Категорія
Економіка
Дата публікації

Нацбанк ліквідує монополію держави в банківському секторі - Богдан Данилишин, голова Ради НБУ

Нацбанк ліквідує монополію держави в банківському секторі - Богдан Данилишин, голова Ради НБУ
Джерело:  online.ua

Каким должен быть новый глава Национального банка Украины? Выгодна ли Украине ситуация, когда более половины банковских активов принадлежит государству? Когда можно ждать либерализации правил по операциям с валютой?

ONLINE.UA получил ответы на эти вопросы у Богдана Данилишина, главы Совета Национального банка Украины, министра финансов Украины в 2007-2010 годах.

- В чем причина отставки Валерии Гонтаревой?

- Валерия Алексеевна достаточно подробно озвучивала причины, побудившие ее к заявлению об отставке. Мне к этому добавить нечего. Кстати, заявление о возможной отставке является обычным событием для любой демократической страны. В этом нет ничего особенного и экстраординарного.

Могу только сказать, что, как председатель Совета Национального банка Украины, я был доволен сотрудничеством с высокопрофессиональным лидером НБУ. Ведь в непростых дискуссиях о формах и методах реализации монетарной политики в Украины нам всегда удавалось найти компромисс, отвечающий требованиям времени и мировым тенденциям развития центробанков.

Верю, что реформированный Национальный банк Украины будет успешно работать и в будущем. Одним из инструментов стабильной деятельности НБУ является Совет Национального банка, который системно работает и выполняет возложенные на него Конституцией и Законами Украины обязательства. При этом эффективно работает достаточно профессиональное Правление, и вся команда Национального банка Украины.

Читайте также: Без инвестиций Украина похожа на барона Мюнхгаузена – Сергей Фурса

- Кто вам кажется наиболее подходящим кандидатом на должность главы НБУ?

- Я неоднократно заявлял, что главой НБУ должен стать именно макроэкономист. На этой должности нужно разбираться в закономерностях функционирования национальной экономики, глубоко понимать такие общие процессы и явления как инфляция, безработица, бюджетный дефицит, экономический рост, государственное регулирование. Не менее важно, чтобы новый претендент смог наладить сотрудничество с правительством и всеми ветвями власти для поддержания темпов экономического роста без риска для поддержании ценовой стабильности. Также руководитель НБУ должен сформировать профессиональную команду из специалистов в сфере банковской деятельности, которые знают специфику, формы и методы работы Центрального банка.

Я также надеюсь, что и в будущем правление и совет НБУ будут работать как одна команда над формированием конкурентной банковской среды и соответствующим типом денежно-кредитной политики, способными добиться устойчивых темпов экономического роста, стимулировать возрождение и укрепление роли национального капитала в воспроизводственных процессах.

- Как, по-вашему, нормальна ли ситуация, когда более половины банковских активов в стране принадлежит государству? Возможна ли в будущем продажа или разделение "ПриватБанка" или "Ощадбанка"?

- Мы в Совете НБУ заявляли и даже приняли соответствующее решение о том, что пришло время переделать стратегию развития государственных банков. Прошлая ее редакция устарела, она требует изменений.

Государственный сектор в банковской системе сейчас является чрезмерно большим. Доля государственных банков после национализации крупнейшего банка страны "ПриватБанка" составила 52% по объему активов. Для иллюстрации скажу, что 60% депозитов населения размещены в четырех государственных банках. По нашему мнению, новая стратегия реформирования государственных банков должна быть направлена на: 1) преобразование государственных банков в экономически самостоятельные финансовые учреждения, которые не требуют бюджетной поддержки в среднесрочной перспективе; 2) развитие корпоративного управления государственных банков, минимизацию конфликта интересов между их менеджментом и представителями собственника - государства; 3) невозможность коррупции в госбанках; 4) стимулирование здоровой конкуренции между государственными и частными банками с целью соблюдения антимонопольного законодательства. С другой стороны, необходимо учесть и мировой опыт функционирования государственных банков. Они должны стать драйверами структурных изменений в поддержке высокотехнологичных производств и инфраструктурных проектов, развития малого и среднего бизнеса, развития человеческого потенциала.

Читайте также: Хватит ходить по кругу, или Что делать преемнику Гонтаревой

Мы поддерживаем намерение НБУ снизить долю государства в банковском секторе с текущих 50% до 30% через пять лет.

Сейчас Министерство финансов и НБУ разрабатывают эффективную стратегию по ликвидации монополии государства в банковском секторе. Надеюсь, что такая стратегия появится в течение ближайших одного-двух месяцев. Мы в Совете НБУ обязательно будем настаивать на обсуждении этого документа с банковским сообществом.

- Можно ли сказать, что Валерия Гонтарева "вычистила" рынок? Ликвидаций крупных банков больше не будет? Когда можно ждать возрождение доверия у населения к банковской системе?

- Бесспорно, я поддерживаю усилия руководства Национального банка в необходимости реформирования банковской системы и ее модернизации. Украина нуждается в прозрачной, устойчивой, с определенными целями и результатами работы банковской системы, которая является одним из ключевых элементов конкурентоспособной, открытой и национально-ориентированной экономической системы.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что пройдено более половины пути. Многие из запущенных проблем, которые мешали эффективному развитию банковской системы, решены. Именно сейчас создается основа для функционирования капитализированного и ликвидного сектора, способного эффективно выполнять функции финансового посредничества.

Важная задача сейчас – кардинально улучшить банковский и макропруденциальный надзор. Это своеобразный залог для предотвращения будущей потребности в новой "банковской чистке". Необходимо устранить недостатки в функционировании института кураторов, причем как на стадии выявления проблем отдельных банков, так и во время мониторинга их операций. Вижу потребность в совершенствовании процедур оздоровления проблемных банков. Нужно применять не только механизм их банкротства, но и более продуктивные способны: продажи, поглощения, объединения, присоединения.

Все это вместе будет способствовать восстановлению доверия к банкам.

- Контролируя "Приват", НБУ может позволить себе снизить учетную ставку и сделать менее жесткими условия по операциям с валютой для населения и юрлиц. Когда можно ждать либерализации правил по операциям с валютой?

- Изменение валютного законодательства и валютного регулирования - вопрос болезненный, в том числе из-за длительного сохранения административных ограничений. Однако с учетом фактических валютных дефицитов и зависимости от внешних заимствований, нельзя требовать их огульной отмены. Нужны осмотрительные шаги. Даже МВФ сегодня понимает сложность этого вопроса и не настаивает, как прежде, на немедленной отмене всех существующих запретов.

В 2016-2017 году НБУ постепенно ослаблял валютные ограничения, временно введенные в 2014-2015 годах. Например, в апреле 2017-го, опираясь на благоприятную конъюнктуру на внешних рынках, НБУ снизил требование к обязательной продажи поступлений в Украину в иностранной валюте с 65% до 50%, повысил лимит на продажу наличной иностранной населению с 12 тыс. грн. в эквиваленте одному лицу в день до сумму до 150 тыс.грн., а также позволил репатриацию дивидендов, начисленных за 2016 год.

Дальнейшие шаги возможны при условии снижения рисков, наличии благоприятных предпосылок на денежно-кредитном и валютном рынках и в украинской экономике в целом.

Беседовал Ярослав Гребенюк

Залишаючись на онлайні ви даєте згоду на використання файлів cookies, які допомагають нам зробити ваше перебування тут ще зручнішим

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?